Главная » Наука » Принципиальные вопросы общей теории чакр
1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА ВКРАТЦЕ
В ходе становления себя как сознательного существа человек изучал и учился
использовать окружающие его силы. Причем параллельно с изучением внешнего мира,
внешней среды, изначально велось также изучение внутреннего мира, внутренней
среды, — в частности, изучение так называемой "схемы тела", то есть собственного
тела человека, данного ему во внутреннем восприятии и традиционно именуемого
"тонким телом" (в отличие от "грубого", физического тела, доступного пяти
обращенным вовне органам чувств).
Результаты глубоких интроспективных исследований "схемы тела", изустно
передававшиеся от учителя к ученику, были наиболее полно систематизированы в
текстах средневекового индуистского тантризма.* Результаты эти сводились
вкратце к следующему.
* ТАНТРЫ — общее название обширного ряда произведений
религиозного, философского, йогического и магического содержания. Различают
индуистские и буддистские Тантры. Слово "тантра" буквально означает "обеспечение
расширения, размножения, продолжения рода". Некоторые исследователи считают, что
первоначально это слово было названием ритуальной практики земледельческой магии
и выражало ее цель (увеличение урожая). Термин "тантра" можно
проинтерпретировать и как "тайный (оберегаемый) текст" (тан+тра).
В схеме тела, в месте, соответствующем спинному мозгу, присутствует ряд
"центров" или Чакр* — средоточий сил, правящих как телом, так и миром. В
нижнем из центров спит сотворившая мир Свернувшаяся-Кольцом-Сила,
Кундалини-Шакти, которая в процессе проявления вселенной последовательно
выделила из себя, явила эти средоточия сил. Говорится, что Кундалини творит и
поддерживает как мир, так и тело, и что она освобождает йогинов и связывает
невежд. Пробужденная посредством специальных йогических приемов, Кундалини
восходит вверх от центра к центру, растворяя их в себе. Тем самым человек
освобождается от цепей явленного мира и обретает свою подлинную природу.
* "Чакра" дословно переводится как "колесо"; иногда центры
называют также "Падмами" или "лотосами".
Однако возвестившие нам о системе "центров" тантрические тексты отражают лишь
конечный ИТОГ многовековых интроспективных исследований "схемы тела", а именно,
— конкретную методику "освобождения от мира феноменов". Поэтому проблема Чакр не
рассматривается здесь самостоятельно и упоминается исключительно в контексте
подъема Кундалини; многовековый же ПРОЦЕСС исследования Чакр, позволивший
разработать данную методику, выносится за скобки как не имеющий более
практического значения для дела Освобождения. Йогам более нет нужды
исследовать Чакры: они пользуются ими, подобно тому как мы
пользуемся различными бытовыми приборами, зачастую не имея ни малейшего
представления об их устройстве — нам достаточно знать, для чего они
предназначены и как действуют.
Теория Чакр получила свое второе рождение в рамках теософской традиции,
которая ввела в ее сферу весь багаж представлений о человеке, накопленных к
концу XIX века европейской наукой и оккультизмом. Не имея возможности полноценно
воспользоваться методиками подъема Кундалини, тезисно изложенными в тантрических
текстах, теософы, как истинные европейцы, задались вопросом: что такое Чакры?
Они занялись именно исследованием Чакр.
Теософы сделали в этом направлении три важные открытия. Во-первых они
обнаружили, что Чакры активны не только в процессе подъема Кундалини, но и в
нашем повседневном опыте. Во-вторых, они обнаружили, что в повседневном
опыте Чакры переживаются в передней части брюшной и грудной полости, а не в
области спинного мозга, как о том единогласно свидетельствуют тантрические
тексты. В-третьих, они обнаружили связь между функцией Чакр и
психофизиологическим тонусом организма (так называемой "энергетикой"), определив
их как "центры поглощения космической эфирной энергии".
Тем самым теософы значительно расширили наши представления о Чакрах. С другой
стороны, общий уровень теософского теоретического мышления несет на себе печать
своего времени и с точки зрения современного развития научных знаний о человеке
совершенно недостаточен. Придавая же своим интерпретациям внутреннего опыта
статус "экстрасенсорных откровений", экспериментальное подтверждение которых
принципиально возможно лишь в случае предварительного принятия их на веру,
теософская традиция самоустранилась от дальнейшего продвижения в данном
направлении.
Основным "родимым пятном", доставшимся исследователям в наследство от
теософской традиции, служит повсеместно распространенное вульгарное
представление о Чакрах как о неких пространственно локализованных образованиях
("центрах"), в той или иной форме объективно присутствующих в человеческом теле
— "грубом" или "тонком".
Авторитетом теософской традиции обусловлена и своеобразная "методологическая
летаргия", в результате которой большинство исследователей, стремящихся к
выявлению специфических функций отдельных центров, то есть элементов
системы Чакр, попросту постулируют существо этой системы как нечто само
собой разумеющееся (например, "Чакры — это органы эфирного тела" или "Чакры —
это энергетические центры"), — по всей видимости совершенно не отдавая себе
отчета в том, что занимаются анализом ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ структур с НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ
функцией, анализом "того, не знаю чего".
|