на главную
Главная » Джнана-классика » Бхагават Гита

Глава 17. ЙОГА РАЗДЕЛЕНИЯ ТРОЙНОЙ ВЕРЫ

Арджуна сказал:

1. Каково состояние тех, о Кришна, которые исполнены веры, но пренебрегают правилами, предписанными св. Писаниями? Находятся ли они в состоянии чистоты, страсти или мрака?

Благословенный молвил:

2. Трояка по природе своей бывает прирожденная вера воплощенного: чистая, страстная и темная. Слушай о них.

3. Вера каждого слагается по природе верующего, о Бхарата. Человек соответствует своей вере; какова его вера, таков он сам.

4. Чистые поклоняются Богам; страстные – гномам1 и великанам2; остальные, темный люд3, поклоняются призракам4 и сонму духов природы. 5

5. Знай, что налагающие на себя аскетические подвиги, не предписываемые Писанием, предающиеся тщеславию и себялюбию, толкаемые силою своих желаний и страстей,

6. Неразумные, терзающие элементы, из которых состоят их тела, а также Меня, пребывающего [в недрах тел], знай, что их решение от демонов6.

7. Пища, приятная для каждого, также трояка, как и жертва, как аскетические подвиги и милостыня. Услышь от Меня, в чем их различие.

8. Пища, от которой возрастает жизненность, чистота, энергия, здоровье и жизнерадостность настроения, сочная, маслянистая, питательная и приятная, та пища дорога чистым.

9. Страстные жаждут пищи горькой, кислой, соленой, слишком горячей, едкой, сухой и жгучей, которая причиняет боль, страдание и болезнь.

10. Черствая, безвкусная, испорченная и гнилая пища, несвежая и нечистая, дорога темным.

11. Жертва, приносимая человеком без мысли о награде, по повелению св. Писания, с твердой уверенностью, что жертва есть долг, – такая жертва чиста.

12. Жертва, приносимая с мыслью о награде, а также лицемерная, знай, о лучший из Бхарат, что такая жертва идет от страстей.

13. Жертва, противная религиозным предписаниям, без раздачи пищи7, лишенная силы священных слов8, даров и веры, – такая жертва именуется темной.

14. Поклонение, воздаваемое Богам, дважды-рожденным9, учителям и мудрецам, чистота, прямота, воздержание и незлобивость, таков аскетизм тела.

15. Речь, не вызывающая возбуждение, правдивая, приятная и полезная, а также постоянное изучение св. Писаний, таков аскетизм речи.

16. Душевное счастье, равновесие, молчание, самообладание, а также природная чистота, – таков подвиг10 души.

17. Этот троякий аскетизм, если он совершается людьми уравновешенными, исполненными глубочайшей веры, без мысли о награде, такой аскетизм считается чистым.

18. Ради почета, чести и поклонения, а также из лицемерия совершенный аскетизм – по природе своей страстен, неустойчив и непрочен.

19. Совершенный под влиянием возбуждения, с самоистязанием или с целью погубить другого, такой аскетизм по природе своей темный.

20. Тот дар, что дается без мысли об отдаче, из чувства долга, в надлежащее время и в надлежащем месте достойному человеку, такое подаяние считается чистым,

21. То, что дается с мыслью об отдаче, или о награде, или нехотя, такое даяние именуется страстным.

22. Милостыня, подаваемая в ненадлежащем месте и в ненадлежащее время неподходящим людям, неуважительно и с презрением, такое подаяние именуется темных.

23. "АУМ – ТАТ – САТ" таково было всякое обозначение БРАХМАНА, От него возникли в древности "Брахманы"11, Веды и жертвоприношения.

24. Поэтому словом "АУМ" начинаются жертвоприношения, дары и подвиги познавших БРАХМА, как предписывают св. Писания.

25. При произношении слова "ТАТ"12 и без мысли о награде совершаются различные жертвоприношения и подвиги и предлагаются дары теми, кто жаждет освобождения.

26. Слово "САТ"13 употребляется по отношению к реальному и к благу, о Партха; а также для восхваления праведных действий.

27. И постоянство в жертве, подвиге и дарах, именуется "САТ", а также действие, совершенное во имя Высочайшего.

28. Все, что жертвуется без веры, что дается без правды, будь это милостыня, подвиг или иное действие, – именуется "АСАТ"14, о Партха; Оно – нечто, в здесь, и в будущем мире.

Так гласит семнадцатая беседа, именуемая:
ЙОГА РАЗДЕЛЕНИЯ ТРОЙНОЙ ВЕРЫ


[1] Yakshas – гномы, хранящие сокровища земли, служат силам богатства.
[2] Rakshasas – великаны, сильные в колдовстве и магии, являются символом гордыни в самости.
[3] То есть младенческие души, стоящие на первых ступенях эволюции.
[4] Рretas – призраки умерших людей.
[5] Bhutas – лукавые духи природы.
[6] Аsyrаs – демоны.
[7] По индусскому обряду, жертва Богу должна сопровождаться актом милосердия относительно нуждающихся.
[8] Без мантры, вдохновленной знанием и любовью.
[9] Великие подвижники, достигшие высоких ступеней посвящения. Этот же эпитет применяется и к браминам.
[10] Тараs. Корень этого слова Тар – сжигание; оно употребляется в смысле огненного усилия духа.
[11] Часть св. Писаний. содержащая гимны и молитвы.
[12] "ТО", чего назвать нельзя, перед чем можно лишь благоговейно преклониться.
[13] "Бытие", то есть единственно Реальное, что действительно существует в мире, Дух.
[14] "Не-есть", то есть то, что в действительности не существует, нереальное, не-Дух.

Назад Вперед
наверх

  Copyright © surat0 & taras 2002