Главная » Джнана-классика » Бхагават Гита
Глава 17. ЙОГА РАЗДЕЛЕНИЯ ТРОЙНОЙ ВЕРЫ
Арджуна сказал:1. Каково состояние тех, о Кришна, которые исполнены веры,
но пренебрегают правилами, предписанными св. Писаниями? Находятся ли они в
состоянии чистоты, страсти или мрака? Благословенный молвил: 2. Трояка
по природе своей бывает прирожденная вера воплощенного: чистая, страстная и
темная. Слушай о них. 3. Вера каждого слагается по природе верующего, о
Бхарата. Человек соответствует своей вере; какова его вера, таков он сам. 4.
Чистые поклоняются Богам; страстные – гномам1 и великанам2; остальные, темный люд3, поклоняются призракам4 и сонму духов природы.
5 5. Знай, что
налагающие на себя аскетические подвиги, не предписываемые Писанием, предающиеся
тщеславию и себялюбию, толкаемые силою своих желаний и страстей, 6.
Неразумные, терзающие элементы, из которых состоят их тела, а также Меня,
пребывающего [в недрах тел], знай, что их решение от демонов6. 7. Пища, приятная
для каждого, также трояка, как и жертва, как аскетические подвиги и милостыня.
Услышь от Меня, в чем их различие. 8. Пища, от которой возрастает
жизненность, чистота, энергия, здоровье и жизнерадостность настроения, сочная,
маслянистая, питательная и приятная, та пища дорога чистым. 9. Страстные
жаждут пищи горькой, кислой, соленой, слишком горячей, едкой, сухой и жгучей,
которая причиняет боль, страдание и болезнь. 10. Черствая, безвкусная,
испорченная и гнилая пища, несвежая и нечистая, дорога темным. 11. Жертва,
приносимая человеком без мысли о награде, по повелению св. Писания, с твердой
уверенностью, что жертва есть долг, – такая жертва чиста. 12. Жертва,
приносимая с мыслью о награде, а также лицемерная, знай, о лучший из Бхарат, что
такая жертва идет от страстей. 13. Жертва, противная религиозным
предписаниям, без раздачи пищи7, лишенная силы священных слов8, даров и веры, – такая жертва именуется
темной. 14. Поклонение, воздаваемое Богам, дважды-рожденным9, учителям и мудрецам,
чистота, прямота, воздержание и незлобивость, таков аскетизм тела. 15. Речь,
не вызывающая возбуждение, правдивая, приятная и полезная, а также постоянное
изучение св. Писаний, таков аскетизм речи. 16. Душевное счастье, равновесие,
молчание, самообладание, а также природная чистота, – таков подвиг10 души. 17. Этот
троякий аскетизм, если он совершается людьми уравновешенными, исполненными
глубочайшей веры, без мысли о награде, такой аскетизм считается чистым. 18.
Ради почета, чести и поклонения, а также из лицемерия совершенный аскетизм – по
природе своей страстен, неустойчив и непрочен. 19. Совершенный под влиянием
возбуждения, с самоистязанием или с целью погубить другого, такой аскетизм по
природе своей темный. 20. Тот дар, что дается без мысли об отдаче, из
чувства долга, в надлежащее время и в надлежащем месте достойному человеку,
такое подаяние считается чистым, 21. То, что дается с мыслью об отдаче, или
о награде, или нехотя, такое даяние именуется страстным. 22. Милостыня,
подаваемая в ненадлежащем месте и в ненадлежащее время неподходящим людям,
неуважительно и с презрением, такое подаяние именуется темных. 23. "АУМ –
ТАТ – САТ" таково было всякое обозначение БРАХМАНА, От него возникли в древности
"Брахманы"11, Веды
и жертвоприношения. 24. Поэтому словом "АУМ" начинаются жертвоприношения,
дары и подвиги познавших БРАХМА, как предписывают св. Писания. 25. При
произношении слова "ТАТ"12 и без мысли о награде совершаются различные
жертвоприношения и подвиги и предлагаются дары теми, кто жаждет освобождения.
26. Слово "САТ"13 употребляется по отношению к реальному и к благу, о
Партха; а также для восхваления праведных действий. 27. И постоянство в
жертве, подвиге и дарах, именуется "САТ", а также действие, совершенное во имя
Высочайшего. 28. Все, что жертвуется без веры, что дается без правды, будь
это милостыня, подвиг или иное действие, – именуется "АСАТ"14, о Партха; Оно –
нечто, в здесь, и в будущем мире.
Так гласит семнадцатая беседа, именуемая: ЙОГА РАЗДЕЛЕНИЯ ТРОЙНОЙ
ВЕРЫ
[1] Yakshas – гномы, хранящие сокровища земли,
служат силам богатства. [2] Rakshasas – великаны, сильные в колдовстве и магии,
являются символом гордыни в самости. [3] То есть младенческие души, стоящие на первых
ступенях эволюции. [4] Рretas – призраки умерших людей. [5] Bhutas – лукавые
духи природы. [6]
Аsyrаs – демоны. [7] По индусскому обряду, жертва Богу должна сопровождаться актом
милосердия относительно нуждающихся. [8] Без мантры, вдохновленной знанием и любовью. [9] Великие подвижники,
достигшие высоких ступеней посвящения. Этот же эпитет применяется и к
браминам. [10]
Тараs. Корень этого слова Тар – сжигание; оно употребляется в смысле огненного
усилия духа. [11]
Часть св. Писаний. содержащая гимны и молитвы. [12] "ТО", чего назвать нельзя, перед чем можно лишь
благоговейно преклониться. [13] "Бытие", то есть единственно Реальное, что действительно
существует в мире, Дух. [14] "Не-есть", то есть то, что в действительности не существует,
нереальное, не-Дух.
|