Главная » Джнана-классика » Бхагават Гита
Глава 14. ЙОГА ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ТРЕХ СВОЙСТВ
Благословенный сказал:1. Снова объявлю Я тебе высочайшую Мудрость,
наилучшую из всех; познав ее, все Мудрецы направлялись к высшему Совершенству.
2. Кто нашел убежище в этой Мудрости и приобщился к Моей природе, тот более
не рождается даже при возникновении Вселенной и не погибает при распадений ее1 3. Мое лоно –
великий Брахман; в него помещаю Я семя; отсюда происходит рождение всех существ,
о Бхарата. 4. В каких бы лонах не рождались смертные, о Каунтея, БРАХМАН –
их истинное лоно, Я же – производящий их Отец. 5. Гармония, Движение,
Инерция, таковы свойства, которые рождаются от Материи; они крепко привязывают к
телу нерушимого Обитателя тела, о мощновооруженный. 6. Из этих свойств
Гармония, по своей незапятнанной чистоте, здоровой исветлой, привязывает
влечением к мудрости, о безгрешный. 7. Знай, что Движение, природа которого
есть желание, знай, что оно – источник привязанности к жизни и жажды ее, о
Каунтея, сковывающий Обитающего в теле влечением к действию. 8. Инерция же,
неведеньем рожденная, вводит в заблуждение всех воплощенных; она связывает
небрежностью, беспечностью и ленью, о Бхарата. 9. Гармония привязывает к
счастью, движение привязывает к действиям, о Бхарата. Инерция же, окутав собою
мудрость, приковывает к беспечности. 10. Когда побеждены Движение2 и Инерция, торжествует
Гармония, о Бхарата. Когда же побеждены Гармония и Инерция, тогда берет верх
Движение; а когда побеждены Движение и Гармония, тогда воцаряется Инерция.
11. Когда свет мудрости излучается из всех врат тела, тогда да познают, что
начинает возрастать Гармония. 12. Алчность, стремительность,
предприимчивость, мятежность, желание – все эти качества рождаются от
возрастания Движения, о лучший из Бхарат. 13. Темнота, застой, беспечность,
а также заблуждение рождаются от возрастания Инерции, о радость Куру! 14.
Если в час распадения тела в воплощенном преобладает Гармония, тогда он вступает
в чистые миры безгрешных, великих Мудрецов. 15. Если в этот час преобладает
Движение, воплощенный рождается среди привязанных к действию, умирая в состоянии
Инерции, он рождается в лоне неразумных. 16. Говорится, что плод праведного
действия гармоничен и чист; воистину, плод страсти есть страдание, плод же
инерции есть неведение. 17. От Гармонии рождается мудрость, от Движения
жадность; беспечность же и заблуждение происходят от Инерции, а также и
неведение. 18. Пребывающие в Гармонии возносятся вверх; страстные остаются
на среднем уровне, неподвижные спускаются вниз, окутанные наихудшими качествами.
19. Когда прозревший не видит иных причин деятельности, кроме трех свойств
природы, и познает ТО, превышающее все свойства, тогда он вступает в Мое Бытие.
20. Когда обитающий в теле поднялся над тремя свойствами природы, от которых
произошли все тела, тогда, освобожденный от рождения, смерти, старости и скорби,
он пьет воды бессмертия3. Арджуна сказал:21. Как отличить того, кто
поднялся над тремя свойствами, о Господи? Каково его поведение, и как он
освобождается от этих трех свойств? Благословенный молвил:22. Тот, о
Пандава, кто не отвращается от света, от исходящей энергии или даже от
заблуждения, когда они налицо, и не желает их, когда их нет; 23. Кто,
пребывая в безразличии, не потрясается свойствами природы и, говоря: "гуны
действуют", стоит неподвижно в стороне; 24. Уравновешенный в радости и
скорби, уверенный в себе, для которого ком земли, камень и золото равны,
одинаковый с любимым и нелюбимым, твердый, неизменный среди похвал и осуждений.
25. Равный в чести и бесчестии, одинаковый с другом и недругом, отказавшийся
от всех предприятий, – о таком человеке говорится, что он поднялся над тремя
свойствами. 26. И тот, кто служит Мне исключительно йогой преданности, тот,
поднявшись над тремя свойствами, делается достойным стать БРАХМАНОМ. 27. Ибо
Я есть обитель Брахмана и источник неистощимого нектара бессмертия, извечной
праведности4 и
беспредельного блаженства.
Так гласит четырнадцатая беседа, именуемая: ЙОГА ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ТРЕХ
СВОЙСТВ
[1] Здесь речь идет о новом переводе творчества, о
проявленной Вселенной (Манватара) и о ее возвращении в непроявленное состояние
(Пралайа). [2]
Rajas, движение, энергия, страсть. [3] Amrita. [4] Дхармы.
|