на главную
Главная » Джнана-классика » Бхагават Гита

Глава 13. ЙОГА РАСПОЗНАВАНИЯ МЕЖДУ ПОЛЕМ И ПОЗНАВШИМ ПОЛЕ

Арджуна сказал:

1. Материю и Дух1, а также Поле и Познающего Поле, мудрость и все, что необходимо познать, это желал бы узнать я, о Кешава.

Благословенный молвил:

2. Это тело, о сын Кунти, именуется Полем; того, кто познал его, Мудрецы называют "Познавшим Поле".

3. Узнай Меня, как "Познавшего Поле" во всех Полях, о Бхарата, Истинное знание Поля, а также знание Познавшего Поле, – это именуется Мною Мудростью.

4. Каково это Поле, и чему оно подобно, как оно изменяется и откуда оно, и кто Он2, и какова Его сила, это ты теперь услышь кратко от Меня.

5. На разные лады воспевали Его Святые в различных гимнах и вещих словах Брахма-сутры3, исполненных разума.

6. Великие Элементы, Индивидуальность4, Разум5, а также Непроявленное, десять чувств и одно, и пять пастбищ чувств;6

7. Желание, отвращение, радость, страдание, тело, ум, устойчивость, все это являет собою Поле и его изменения.

8. Смирение, непритязательность, незлобивость, всепрощение, прямота, служение учителю, чистота, стойкость, самообладание,

9. Бесстрастное отношение к предметам чувств, а также отсутствие эгоизма, проникновение в страдание и зло рождения, смерти, старости и болезни,

10. Отсутствие привязанности, отсутствие отождествления себя с сыном, женой, домом и страной и постоянное душевное равновесие среди желанных и нежеланных событий.

11. Непоколебимая безраздельная преданность Мне путем (йогой), тяга к уединению, отсутствие удовольствия в обществе людей.

12. Постоянство в Мудрости Брахмана7, понимание цели истинной мудрости, – все это признано Мудростью; все остальное – неведение.

13. Открою тебе то, что должно быть познано; что, познанное, приводит к бессмертию, - безначального высочайшего Брахмана, который не может быть назван ни Бытием, ни Небытием,

14. Всюду имея руки и ноги, очи, головы и уста, всеведующее ТО пребывает в мире, обнимая все;

15. Сверкающее всеми способностями чувств, не имея чувств; не связанное ни с чем и поддерживающее все; свободное от трех свойств8 и пользующееся этими свойствами;

16. Вне и внутри всех существ, двигающихся и неподвижных, неуловимое по своей тонкости; всегда вблизи и все же в недоступной дали, таково невыразимое ТО.

17. Не разделенное среди существ и все же пребывающее порознь в каждом, ТО познается как Опора всего сущего; Оно и поглощает и производит.

18. О ТОМ, о Свете всех светов говорится, что Оно пребывает за пределами тьмы; Мудрость, Мудростью познаваемая и Мудростью достигаемая, пребывающая в сердце всех.

19. Таковы Поле, Мудрость и Предмет Мудрости в кратком изложении. Познав их, преданный Мне ученик вступает в Мое Существо.

20. Познай, что и Дух9, и Материя10 одинаково не имеют начала; познай также, что все изменения и все свойства (гуны) возникают от Материи.

21. Материя именуется причиною причин и последствий; Дух именуется причиною восприятия радости и скорби.

22. Пребывая в Материи, Дух пользуется свойствами, рожденными от Материи; привязанность к гунам есть причина его рождений в хороших и дурных лонах.

23. Обозревающий и разрешающий, поддерживающий и вкушающий, великий Владыка, а также высочайшее Я11: так именуется в теле высочайший Дух.

24. Кто таким образом знает Дух и Материю с ее качествами, в каких бы условиях он ни был, он не подлежит более рождению.

25. Некоторые созерцают свое Высшее Я в своем "я", соединяясь с Ним посредством медитации; другие посредством Санкхья-Йоги12, иные – посредством Карма-Йоги13.

26. Также и те, неведущие, которые слыша о том от других, искренно поклоняются, они также переступают порог смерти, укрываясь в убежище св. Писаний.

27. Какое бы существо не родилось, неподвижное или подвижное, знай, о лучший из Бхарат, что оно родилось от соединения Поля с "Познавшим Поле".

28. Кто видит высочайшего Господа, непогибающего в погибающем, равно пребывающего во всех существах – кто так видит, тот видит воистину.

29. Кто воистину видит единого Господа, одинаково пребывающего всюду, тот своим низшим "я" не разрушает Высшее Я и благодаря этому вступает на Высочайший Путь.

30. Тот, кто видит, что все действия исполняются лишь Материей, Дух же остается бездействующим, тот воистину видит.

31. Когда он постигает, что многообразное бытие существ коренится в Едином и исходит от Него, тогда он достигает Брахмана.

32. Без начала и без атрибутов непогибающее и Высочайшее Я, хотя и пребывает в теле, о Каунтея, но оно не действует и не подлежит воздействию.

33. Как вездесущий эфир14 по своей тонкости не подлежит воздействию, так и Высочайшее Я, пребывающее в теле, не подлежит воздействию.

34. Как единое солнце освещает весь этот мир, так и Владыка Поля озаряет все Поле, о Бхарат.

Так гласит тринадцатая беседа, именуемая:
БОГА РАСПОЗНАВАНИЯ МЕЖДУ ПОЛЕМ И ПОЗНАВШИМ ПОЛЕ


[1] Рrakriti и Purusha.
[2] Кshetajna, т.e. Познавший Поле.
[3] Краткие изречения из Вед, относящиеся к Брахману.
[4] Аhankara.
[5] Buddhi.
[6] Пять органов чувств, пять органов деятельности, ум и объекты, воспринимаемые каждым из пяти чувств.
[7] Adhyatma, см.VII 29.
[8] Три гуны: движение, инерция, ритм, естественные свойства природы.
[9] Рurusha.
[10] Prakriti.
[11] Вселенское Я.
[12] То есть путем знания.
[13] Единение, достигаемое путем бескорыстной деятельности.
[14] Акаша.



Назад Вперед
наверх

  Copyright © surat0 & taras 2002