на главную
Главная » Джнана-классика » Бхагават Гита

Глава 9. ЙОГА ЦАРСТВЕННОЙ НАУКИ И ЦАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

Благословенный сказал:

1. Тебе, не осуждающему, Я объявлю эту сокровеннейшую Тайну, мудрость, соединенную с знанием, познав которую ты освободишься от греха.

2. То – царственная Наука, царственная Тайна, высочайший Очиститель; интуицией познаваемая, по мере возрастания праведности легко выполняемая, она сохраняется навсегда.

З. Отрицающие это знание1, о Парантапа, не достигнув Меня, возвращаются на путь этого мира смерти.

4. Мною – в Моем непроявленном виде – проникнут весь этот мир; все существа имеют корень во Мне, но Я не имею корня в них.

5. Но и не во Мне Одном корень всех существ; воззри на Мою Царственную Йогу! Поддерживая все существа, но не имея корня в них, мое Я не перестает их питать.

6. Подобно тому, как могучий ветер, носящийся всюду, коренится в Эфире2, так и все сущее коренится во Мне; знай это.

7. В конце мирового проявления, о Каунтея, все существа поглощаются Моей низшей Природой3; при начале новой Кальпы4 Я снова произвожу их Моей Эманацией.

8. Скрытый в Природе, которая произошла от Меня же, ее силою Я снова и снова произвожу это множество беспомощных существ.

9. И не связывают, о Дхананджая, эти действия Меня, пребывающего в бесстрастии, непривязанного к действиям.

10. Под Моим началом Природа высылает движущееся и неподвижное; вот отчего, о Каунтея, вращается вселенная.

11. Безумцы презирают Меня, когда Я облекаюсь в человеческий образ, не ведая Моей высшей природы, великого Владыки всего сущего;

12. С тщетными надеждами, с пустыми делами и пустым знанием, лишенные разума, они разделяют лживую, животную, демоническую природу5.

13. Воистину, о Партха, Великие Души, разделяющие Мою Божественную Природу, познав Меня неколеблющимся умом, поклоняются Мне, непреходящему Источнику всего сущего.

14. Всегда превознося Меня, стойкие в подвигах и обетах, простираясь передо Мной, всегда уравновешенные, они поклоняются Мне с любовью.

15. Другие также, принося в жертву мудрость свою, поклоняются Мне, как Единому, Многообразному и Вездесущему.

16. Я – приношение6; Я – жертва; Я – дары предкам; Я – зажигающая трава; Я – мантра; Я – также и масло, и огонь, и самое жертвоприношение.

17. Я – Отец вселенной, Мать Вседержатель, Предок, непознанный Источник Святости, Священное Слово7, а также три Веды8.

18. Я – Путь, Супруг, Господин, Свидетель, Обитель, Убежище, Возлюбивший, Начало, Распадение, Основание, Сокровищница, непреходящее Семя.

19. Я – даю тепло; Я – задерживаю и насылаю дождь; Я – бессмертие, а также смерть; Я – бытие и небытие9, о Арджуна.

20. Знающие три Веды, пьющие Сому10, очищенные от греха, поклоняющиеся Мне жертвою, молящие у Меня пути к небесам; по достижении святой обители Владыки11 Светозарных, они вкушают на небе от Их божественных пиров.

21. Насладившись обширным небесным миром, изжив свою святость12, они снова вступают в мир смертных. Следуя предписанной тремя Ведами Дхарме, предаваясь желаниям, они обретают преходящее.

22. Тем же, которые поклоняются Мне одному, не думая о другом, которые всегда уравновешены, Я дарую полную безопасность.

23. И те, которые поклоняются с полной верой другим Светозарным, они также поклоняются Мне, о сын Кунти, хотя и не по предписанному издревле закону.

24. Воистину, все приносимые жертвы вкушаются Мной, ибо Я Господь, но они не знают Моей сути и потому отпадают.

25. Поклоняющиеся Светозарным, идут к Светозарным, поклоняющиеся предкам13, идут к предкам; те, которые поклоняются силам природы, идут к духам природы14; но Мои поклонники идут ко Мне.

26. Если кто с благоговением приносит Мне в жертву лист, цветок, плод или воду, Я принимаю то от подвигающегося, как дар благоговейной любви.

27. Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ни приносил в жертву или в дар, какой бы подвиг ни совершал ты, о Каунтея, все это делай, как приношение Мне.

28. Так освободишься ты от оков деяний, рождающих добрые и дурные плоды; уравновешенный йогой отречения, ты, освобожденный, придешь ко Мне.

29. Я один и тот же для всех существ; нет для Меня ненавистного или приятного. Но, воистину, те, которые поклоняются Мне с благоговением, те во Мне, и Я также в них.

30. Даже если самый грешный поклоняется Мне нераздельным сердцем, тот также должен считаться праведным, ибо он решил праведно.

31. Быстро станет он исполнителем долга и направится к вечному миру; знай, о Каунтея, что с любовью поклоняющийся Мне никогда не погибнет.

32. Все, которые нашли убежище во Мне, о Партха, хотя бы они были грешного происхождения, женщины, Вайшьи15 и даже Шудры16, они также направляются на Высочайший Путь.

33. Насколько же более – святые Брамины и благоговейно преданные Мне царственные Риши. Посему пребывая в этом преходящем безрадостном мире,поклоняйся Мне.

34. На Меня устремляй свой ум; будь предан Мне; жертвуй Мне; поклоняйся Мне; достигнув таким образом гармонии с высшим Я, ты придешь ко Мне, твоей высочайшей цели.

Так гласит девятая беседа, именуемая:
ЙОГА ЦАРСТВЕННОЙ НАУКИ И ЦАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ


[1] Закон духа.
[2] Akasha, космический эфир.
[3] Рrakriti космическая материя.
[4] Период деятельности, период проявления.
[5] Природу асур, не светлых, противящихся воле Бога.
[6] Кrashu, особый вид ведической жертвы.
[7] Аumkara, обладающее творческой силой, священное слово аум (Ом).
[8] Три Веды: Rig-Vеda (гимны); Samaveda (священные песни); Yajuraveda (молитвы, сопровождающие жертвоприношение). Четвертая Веда(Аtharvaveda) часто не поминается, как дополнительная.
[9] Sat и Аsat, последняя пара противоположностей, за которой пребывает лишь Единое. Переводится так же, как Реальное и Нереальное.
[10] Напиток, дававшийся в древнее времена посвященным перед тем. как они впадали в транс. Символ посвящения и экстаза (Samadhi), Сок сомы играет роль в ритуалах.
[11] Индры, Бога богов и ангелов.
[12] То есть истощив свою естественную награду, плоды своих добрых деяний.
[13] Pitris.
[14] Элементам, Bhutas.
[15] Принадлежащие к касте торговцев ремесленников и земледельцев.
[16] Принадлежащие к касте слуг. В древней Индии было 4 касты: Шудры, Вайшии, Кшатрии (воины) и Брахманы (священники). Первая учила послушанию, вторая – разумной деятельности. третья – мужеству и бескорыстию, четвертая – сверхличному служению.

Назад Вперед
наверх

  Copyright © surat0 & taras 2002