Главная » Джнана-классика » Бхагават Гита
Предисловие
Бхагавад-Гита (Песнь Господня) есть часть великой поэмы "Махабхарата",
повесть о Великой Войне. В ней излагается история славного рода потомков
могущественного царя Бхарата сына Душианта и Сакунталы, история, которая
поэтически рассказана в знаменитой драме Калидасы.
Бхарата1 означает
потомков Бхарата, "маха" означает "великая". Настоящее заглавие книги таким
образом гласит: "Великая повесть о потомках Бхарата". Один из этих потомков был
царь-подвижник – Куру. Он занимался аскетическими упражнениями в поле, названном
по его имени Курукшетра, т. е. поле Куру. На этом поле и произошла знаменитая
битва. Царь Куру имел трех братьев: слепого царя Дхритараштру, сыны которого
сражались вместе с неправой стороной во время Великой Войны; Панду, отца пяти
царевичей, сражавшихся за правую сторону; и Видуру, мудрого и справедливого
человека, занимавшего высокое положение в царстве. История жизни и деяний этих
потомков Бхарата изложена в 18 книгах (Parvans), составляющих содержание
знаменитой индусской поэмы. Каждая Парва относится к особому периоду Великой
Войны и носит свое собственное название.
Махабхарата была составлена великим индусским мудрецом Krishna Dvaipayana
Veda Vyasa, который привел в порядок Веды и благодаря этому был назван "Veda
Vyasa" (собравший Веды). Поэма относится к историческому периоду за 5000 лет до
Р. Х., к моменту, который непосредственно предшествовал новому циклу Кали Юга
(черный цикл)2.
В виду важности и опасности исторического перелома сам Господь воплотился на
земле в лице Аватара Шри Кришна3, и с Ним воплотилось много выдающихся людей, желавших
помочь миру. Среди них особенно замечательны Арджуна, бывший в предыдущем
воплощении Риши Нара4, герой великих подвигов Бхишма и четыре сына Индры5: Юдиштхира, Бхима и
близнецы Накула и Сахадева.
Та книга Махабхараты, которая заключает в себе эпизод Бхагавад-Гиты,
называется "Bhishma Parvan" (книга Бхишмы), т.к. здесь повествуется о подвигах и
мученической смерти индусского героя Бхишмы. Она начинается с приходом мудреца
Вьясы к слепому царю Дхритараштре, которому он предлагает вернуть зрение, чтобы
царь мог следить за перипетиями готовящегося сражения на поле Курукшетра.
Царь отказывается видеть братоубийственное столкновение своих детей и
племянников. Тогда мудрец дарует ясновидение приближенному царя Санджае6, который и
рассказывает своему государю о ходе сражения, в котором участвуют все богатыри и
герои Индии. Сам Кришна выезжает на поле сражения со своим любимым учеником
Арджуной, принадлежащим к касте Кшатрия (воинов), и потому обязанным сражаться.
Но перед самым боем Арджуна видит в первых рядах вражеского войска своих близких
и родных; его охватывает ужас и скорбь, он роняет оружие и отказывается
сражаться. Тогда Кришна призывает его к долгу, к его дхарме Кшатрия, ободряет
его и говорит ту речь, которая называется "Бхагавад-Гита". Она состоит из 18
глав, в которых Кришна развивает идею долга и раскрывает значение духовного
подвига.
Вот что говорит А[нии] Б[езант] в своем предисловии к Б[хагавадгите]: "Среди
бесценных учений, рассыпанных в великой индусской поэме "Махабхарата", нет более
редкого и драгоценного, чем "Песня Господня". С тех пор, как она слетела с
божественных уст Шри Кришны на поле сражения и утолила скорбь, его ученика и
друга, она укрепила и утешила много измученных и усталых душ. Ее Цель – поднять
того, кто ищет духовного пути, с низших ступеней на высшие ступени отречения,
где умирают желания и где Йог7 пребывает в тихом и непрерывном созерцании в то
время, как его тело и ум деятельно заняты исполнением долга. Центральный урок
Б.-Г. заключается в том, что духовный человек может не быть отшельником, а
единение c Божественной Жизнью может совершиться и продолжаться среди мирской
деятельности, так как препятствия к слиянию лежат не вне нас, а в нас самих.
Это Писание посвящено Йоге; Йога же буквально означает слияние, гармонию с
божественным законом путем покорения всех своих низших сил. Для достижения этого
нужно обрести равновесие, чтобы "я" в слиянии с Я ("я" означает здесь низший
центр человека, а Я – высший его центр; кроме того, есть вселенское, Мировое Я,
с которым йог стремится слить свое Высшее Я) не переставало пребывать спокойным,
несмотря на чередование радости и горя, влечения и отвращения, несмотря на
влияние тех "пар противоположностей", тех полюсов, между которыми колеблется
жизнь не пришедшей в равновесие души. Поэтому основная нота Б.-Г. есть
равновесие, приведение в гармонию всех свойств человека до тех пор, пока они не
начнут вибрировать в полном созвучии с Мировым Я. Такова задача ученика. (Ученик
(чела) – человек, вступивший на путь подвижничества и ставший учеником Гуру,
Учителя Мудрости). Он должен научиться не увлекаться привлекательным и не
отвращаться от отталкивающего, а видеть в том и другом проявление Единого, чтобы
то и другое являлось ценным уроком, а не оковами, держащими его в плену. Среди
вихря жизни должен он найти покой у Господа Мира, (The Lord of Peace), исполняя
возможно совершеннее каждую свою обязанность, и не ради плодов своей
деятельности, а ради выполнения долга. Его сердце – алтарь, его любовь к Господу
- пламя, которое горит на алтаре; все его действия, физические и душевные –
жертвоприношения на этом алтаре; раз принесенные, они более не должны заботить
его.
Как бы для того, чтобы придать больше яркости уроку, он был дан на поле
сражения. (Песнь начинается словами: "На поле Дхармы, на святом поле Куру"...
Слово Дхарма знаменательно). Царевич – воин Арджуна должен был
сразиться за права своего брата, уничтожив того, кто захватил его престол и
угнетал страну; его долг принца и воина – бороться за освобождение своего народа
и за восстановление порядка и мира. Как бы для усугубления положения, любимые
товарищи и друзья стояли на той и другой стороне, надрывая сердце Арджуны мукой
и сомнениями. Мог ли он убить тех, кого любил и почитал, и пренебречь узами
родства? Нарушить семейное начало – грех, но и оставить народ под игом
угнетателя – также грех. В чем же состоит его долг? Справедливость должна быть
соблюдена, иначе будет попран закон: но может ли убийство быть безгрешным?
Ответом служит главный смысл книги: не имей личного интереса в событии: совершай
долг, указанный твоим положением в жизни: пойми, что Ишвара (Бог, Логос нашей
солнечной системы), который одновременно и Господь, и Закон, руководит великой
эволюцией, которая закончится в блаженстве и мире; любовью достигни слияния с
Ним, а затем исполняй все свои обязанности как долг, сражаясь без страсти или
желания, без гнева или ненависти; такая деятельность не кует для тебя ни каких
оков; единение осуществляется, и душа остается свободной.
Таково очевидное учение этой Священной книги. Но так как все деяния Аватара
символичны, мы должны перейти с внешних планов на внутренние и понять, что
Курукшетра есть поле сражения Души, а сыны Дхритараштры – ее враги на пути
восхождения: Арджуна – борющаяся душа ученика, Шри-Кришна – Логос души. Таким
образом, учение, данное на древнем Курукшетре, обращается в руководство для всех
времен и учит стремящуюся душу шествовать по крутому и тернистому пути, который
ведет к миру. Всем таким душам на Востоке и на Западе дается этот божественный
урок, ибо путь един, сколько бы наименований ему ни давать, и все души ищут
единой цели, хотя не все еще понимают свое единство...".
А. КАМЕНСКАЯ
[1] Знак ^ в санскрите совершенно изменяет значение слова;
так, Бхарата – имя предка знаменитого рода, Бхарата 1) – его потомки. [2] В священных книгах
Индии встречается учение о циклах, вытекающее из космического летоисчисления. По
этому учению, солнечная минута равняется дню человека, земной месяц – солнечному
часу, земной год – одному дню солнечной жизни; 300 таких дней составляют один
божественный год. 12.000 бож. лет = одному дню Брахмы. Сутки Брахмы – 8.640.000
астрономических лет. Такой период называется Калапой. Калапа заключает в себе 7
Манвантар. Каждая Манвантара состоит из 4 Юг. Кали Юга означает темный век,
который должен смениться светлым циклом (белой югой). По оккультному учению,
Кали Юга нашей Манвантары только что завершилась. С начала XX века мир вступил в
восходящую полосу Светлой Юги, которая должна ознаменоваться раскрытием высшего
духовного начала. Прим.ред.: Согласно Индусской традиции, война произошла
5000 до Р. X. Европейская наука устанавливает 5 веков приблизительно до Р.
X. [3] Аватара
- особое проявление Бога в человеческом образе, являющимся на земле как
Богочеловек, чтобы побороть накопившуюся злую Карму мира и помочь человечеству
подняться на следующую ступень эволюции: титул "Шри" прибавляется к Кришне из
чувства благоговения. [4]
Риши – мудрец, подвижник. [5] Индра – царь Богов. За совершенный им
проступок Махадева, первое лицо Индусской Божественной Троицы, посылает четырех
Индра на землю, чтобы они воплотились людьми. Они родились, как Юдиштхира,
Бхима, Накула и Сахадева. Арджуна был также сыном Индры. Не забудем, что под
богами индусы подразумевали второстепенные божества, подвластные воле
Брахмана. [6]
Кучер – В Древней Индии кучер был часто поэтом и советником царя, это
была почетная должность. [7] Йог – подвижник, стремящийся к слиянию с Богом.
|